Госуслуги бизнес-класса
Минцифры может разрешить их оказание через коммерческие приложения
Газета «Коммерсантъ» №114/П от 05.07.2021, стр. 1
Граждане смогут получить госуслуги в электронном виде или записаться на прием в ведомства через коммерческие приложения. Такую инициативу разработало Минцифры. Набор услуг и критерии отбора приложений еще готовятся. В проекте заинтересованы банки и операторы связи, но эксперты сомневаются, что участники рынка захотят предоставлять широкий спектр госуслуг. Скорее всего, бизнес заинтересуют наиболее востребованные сервисы, например регистрация сделок по продаже собственности или оплата штрафов и пошлин в обмен на комиссию.
“Ъ” ознакомился с проектом постановления правительства «О внесении изменений в требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг». Документ опубликован Минцифры для обсуждения на портале regulation.gov.ru 2 июля. Из него следует, что предоставление государственных услуг в электронной форме и запись на прием в госорганы или МФЦ может осуществляться информационными системами, интегрированными с порталом госуслуг при соблюдении защиты персональных данных. Такими системами могут быть, например, банковские приложения, следует из пояснительной записки. Документ вступит в силу через полгода после его официальной публикации.
Сторонние сервисы планируется подключать к «Госуслугам» по инициативе компаний, пояснили “Ъ” в Минцифры. Порядок интеграции и критерии отбора разрабатываются и будут представлены в ближайшее время, отметили в министерстве. Список услуг, которые можно будет оказывать с помощью сторонних сервисов, в стадии проработки. Сейчас на портале госуслуг можно оплатить услуги ЖКХ, уплатить штрафы за нарушение ПДД, получить справки и выписки из госорганов, подать заявление о регистрации или расторжении брака и др. В 2020 году, по данным Минцифры, на портал было выведено более 40 новых услуг и сервисов, которые можно получить в электронном виде. Количество обращений к порталу за прошлый год превысило 1,5 млрд.
Опрошенные “Ъ” банки считают инициативу потенциально интересной для клиентов. Директор департамента цифрового развития розничного бизнеса Росбанка Павел Меньшиков отметил, что возможность получения госуслуг в мобильном приложении банка могла бы быть интересна пользователям. «В случае утверждения постановления банк готов провести пилотную интеграцию и оценить интерес клиентов к такой возможности»,— сообщил он.
Однако источник “Ъ” в крупном банке считает проект труднореализуемым в перспективе ближайших лет. «МФЦ не имеют единого программного обеспечения, соответственно, банки не смогут подключиться быстро»,— подтверждает собеседник в другом банке. Для этого, по его словам, необходимо создание единого открытого интерфейса.
Интерес к проекту проявляют и операторы связи. В МТС и «МегаФоне» сообщили, что рассмотрят возможность подключения к «Госуслугам», если она появится. «Мы будем принимать решение в зависимости от потребности наших абонентов»,— отметили в «МегаФоне». В Tele2 инициативу считают интересной, но добавили, что пока не планируют ее реализовывать, поскольку приложение оператора обслуживает экосистему сервисов компании. В «Вымпелкоме» не ответили на запрос.
Источник “Ъ” в одной из компаний сомневается, что операторам будет выгодно интегрировать «Госуслуги» в свои приложения: «Ресурсы потребуются заметные, а широко востребован сервис не будет». Большинство компаний вряд ли захотят добавлять в свои приложения широкий спектр госуслуг, скорее это будут какие-то нишевые сервисы, соглашается гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян. Например, банки уже предоставляют возможность оплаты услуг ЖКХ, получения выписок и справок через интернет. Новый сервис, считает он, может заинтересовать их с точки зрения, например, регистрации сделок по недвижимости или автомобилям.
Наиболее востребованными госуслугами, помимо записи к врачу, сегодня является подача заявлений на разрешительные документы — паспорт, права, оплату пошлин и штрафов, говорит гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Такие сервисы банки могли бы предложить клиентам за комиссию. Операторов связи могла бы заинтересовать услуга удаленного переноса номера, считает эксперт. Сейчас на портале госуслуг такого сервиса нет, но есть, например, возможность выпуска виртуальной сим-карты eSIM.
Анастасия Гаврилюк, Полина Трифонова
Δ