Аптекарский оборот



03 августа, 2021 Нет комментариев

Аптекарский оборот

Аптекарский оборот

Граждане снова скупают лекарства, как в начале пандемии

Газета «Коммерсантъ» №135 от 03.08.2021, стр. 1

В первой половине 2021 года фармритейлерам практически удалось удержать обороты выручки на уровне прошлого года, когда в начале пандемии наблюдался ажиотажный спрос на лекарства. В январе—июне этого года аптеки совокупно выручили около 552 млрд руб., что чуть более чем на 1% меньше, чем год назад. Фармрознице удалось удержать объемы за счет повышения цен на лекарства и продолжающегося спроса на препараты для лечения коронавируса.

Коммерческий сегмент фармрынка за шесть месяцев 2021 года практически достиг показателей того же периода прошлого года, когда перед локдауном и после него наблюдался бум спроса на лекарства. По данным DSM Group, совокупная выручка фармритейлеров за полгода достигла 552,1 млрд руб., в то время как за тот же период 2020 года — 557,9 млрд руб. В первом квартале этого года оборот аптек был ниже на 10% год к году. Во втором квартале с новой волной COVID-19 выручка фармритейлеров вновь начала расти: в апреле — на 5%, в мае — на 10%, столько же в июне. В RNC Pharma отмечают, что в первой половине 2021 года не наблюдалось такого ажиотажного спроса, как год назад, но избежать заметного падения выручки аптечным сетям помог рост цен на лекарства.

В эквайринговом департаменте МКБ отметили незначительное увеличение среднего чека: с 762 руб. в январе до 776 руб. в июне. В онлайн-агрегаторе «Мегаптека» в течение полугода фиксировали минимальную среднюю стоимость бронирования лекарств в мае, когда она составляла 884 руб., максимальную в 1,032 тыс. руб.— в январе.

Удалось нарастить продажи и поставщикам лекарств. В июне этого года дистрибутор «Протек» отметил рост отгрузок на 12% год к году и на 27% по сравнению с маем этого года. Там добавляют, что спрос рос на препараты для лечения заболеваний органов дыхания (на 71%), противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы (на 63,5%) и системные противомикробные средства (на 26,4%).

В сети «36,6» говорят, что в этом году выручка ритейлера неожиданно начала расти в июне — на 35% год к году. Годом ранее наблюдалась обратная динамика: спрос падал с марта до середины лета. Заместитель гендиректора «Советских аптек» Михаил Терехин оценивает рост выручки своей сети в первом полугодии в 5–6% и прогнозирует, что в следующие полгода она продолжит расти, но не более чем на 11%. Всплесков ажиотажного спроса, характерных для прошлого года, по его словам, уже не будет.

Господин Терехин добавляет, что у «Советских аптек» стабильно растет доля онлайн-бронирований, но до полноценного запуска дистанционной продажи лекарств называть e-commerce драйвером роста фармрынка нельзя. Маркетплейс «Здравсити» (проект «Протека») в июне увеличил оборот от онлайн-продаж на 83% год к году. Там же отмечают, что потребители стали делать выбор в пользу более дорогих препаратов. Данные DSM Group за июнь также подтверждают, что препараты ценовой категории выше 500 руб. выросли в продажах на 2% по сравнению с маем. Покупки препаратов стоимостью от 150 до 500 руб., по тем же данным, незначительно уменьшились — на 0,9%.

В АСНА рост числа онлайн-заказов оценивают в 9%, однако отмечают, что у некоторых аптек, входящих в ассоциацию, сегмент e-commerce за июнь вырос на 50% по сравнению с маем. По словам гендиректора сети аптек «Поларт-Фарм» Даны Алборовой, покупатели в основном заказывают через интернет применяемые при COVID-19 ксарелто, клексан и арепливир. По подсчетам аналитиков «Мегаптеки», наибольший рост в продажах показали препараты от заболеваний крови, в том числе входящие в рекомендации Минздрава по лечению COVID-19. Доля этого сегмента в структуре заказов в агрегаторе составила 12,8% против 3,4% годом ранее. Максимальную динамику (в 37%) показал препарат эликвис на основе апиксабана.

По словам источника “Ъ” на фармрынке, существенный рост выручки от онлайн-продаж отмечают только крупные ритейлеры. К сервису по-прежнему не допускаются небольшие (менее десяти точек) аптечные сети, а партнерство с агрегаторами и маркетплейсами на предлагаемых условиях для них остается невыгодным.

Александр Осипов

12345 (No Ratings Yet)
Загрузка...

Комментарии