В три раза увеличат пропускную способность на границе России и Казахстана к 2027 году
Вопросы развития транспортных коридоров ШОС и ЕАЭС обсудили в ходе видеомоста эксперты пяти стран
АСТАНА, 11 сен — Sputnik. В три раза увеличат пропускную способность на границе России и Казахстана к 2027 году.
О важности совместного развития транспортного логистического потенциала России и Казахстана сказал советник по международному сотрудничеству АНО «Дирекция международных транспортных коридоров» Юрий Петров в ходе видеомоста Москва–Ташкент-Астана–Баку-Бишкек, который прошел на площадке мультимедийного пресс-центра Sputnik Казахстан. «Для нас в отношениях с Казахстаном очень важным или знаменательным является подписание нескольких документов, в частности, совместного российско-казахстанского плана действий и дорожной карты по развитию российско-казахстанских пунктов пропуска, рассчитанные на 2023-27 годы. Вот реализация этого проекта позволит в 3 раза увеличить пропускную способность пунктов пропуска и в 2 раза сократить прохождение транзитных грузов», — сказал Петров.
Казахстан построит новую железную дорогу в Китай
По словам Юрия Петрова, Россия поддерживает казахстанскую идею о строительстве новой железной дороги до границы с Китаем на участке Тугыл-Майкапчагай.»Это задумка соединить, в том числе территорию Российской Федерации через территорию Казахстана с территорией Китая. В частности, с выходом на центр нефтегазовой промышленности Китая город Карамай. Россия такую идею поддерживает и считаем, что мы её в обязательном порядке должны совместно изучить», — добавил эксперт.
Он также поддержал планы Казахстана запустить судоходные грузоперевозки по реке Иртыш по коридору Россия – Казахстан – Китай. Для этого дополнительно планируется построить порт Тугыл в Восточно-Казахстанской области.
В целом, по словам руководителя управления департамента транспортной политики министерства транспорта Асемгуль Рахметовой, в республике реализуют концепцию развития транспортно-логистического потенциала до 2030 года.
Концепция направлена на развитие мультимодальной связанности, повышение эффективности перевозочной деятельности и управления инфраструктурой. Ее реализация позволит увеличить объем грузоперевозок до 35 миллионов тонн к 2030 году, в том числе 2 миллиона контейнеров.
Развитие «Срединного коридора»
Особый упор делается на развитие «Срединного коридора».
«Это проекты железнодорожные Достык-Мойынты, вторые пути жд участка. Данный проект позволит увеличить пропускную способность в 5 раз с 1,2млн до 6 млн тонн. Также проект обводной жд Алматы строится в настоящее время. В морских портах будет реализован контейнерный хаб. Также будут проведены дноуглубительные работы в Актау. Они уже начались в настоящее время», — сообщила представитель Минтранса.
Свое развитие получит «Север-Юг»
Не забывают и про развитие транспортного коридора «Север-Юг». Так, в июле текущего года в Актау был подписан документ — дорожная карта по развитию восточного направления данного коридора — между Казахстаном, Россией, Туркменистаном и Ираном.»На сегодняшний день проводятся работы по реализации пунктов плана, подписанного, то есть мы создаём рабочую группу, которая будет определять потенциальные объёмы, тарифную политику, подписание новых документов по развитию данного направления«, — добавила Рахметова.
Казахстан будет развивать Трансафганский коридор?
Не менее перспективное направление – развитие Трансафганского коридора. Этот проект позволит увеличить товарооборот в направлении Южной Азии. По ее словам, ведомство полностью поддерживает данную инициативу.
Эти и другие меры позволят соединить действующие транспортные коридоры республики с соседними странами. Именно поэтому глава Казахстана Токаев на последнем саммите глав государств Центральной Азии озвучил инициативу по разработке комплексной стратегии развития стран региона по развитию транспортных коридоров.
Нечто подобное недавно озвучивал и президент Узбекистана. Он предложил создать региональный орган при ООН, подобный ЭСКАТО. Этот наднациональный орган по задумке должен координировать и направлять всю работу стран Центральной Азии в сфере транспорта и логистики.
А вот по мнению Юрия Петрова, необходимости в таком органе нет, так как страны могут взаимодействовать в рамках уже имеющихся интеграционных объединений, таких как ЕАЭС и ШОС. Можно на их базе создать диалоговые площадки.»Может быть для начала диалоговую платформу нужно создавать, чтобы мы в свободном режиме могли обмениваться нашими планами. Ну, планами нашими, я имею ввиду, с точки зрения стран-участниц. А уже потом посмотреть, к какому результату они могут привести и тогда уже подумать о создании какой-то надстроечной организации какого-то ведомства, которое бы тогда принимало, извините, решения и за страны-участницы ЕАЭС и за страны-участницы ШОС», — сказал российский эксперт.
Полную версию видеомоста можно увидеть тут.